Это была жизнь человека, который посвятил всю свою
деятельность Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу и
Его Святой Православной Церкви.
[ на главную ] [ версия
для печати ] |
|
|
ПИСКОП
ВАСИЛИЙ (РОДЗЯНКО) |
|
22.05.1915 ─ 17.09.1999
Духовная память об усопших отличается от мирской и своим выражением,
и бытованием во времени. Внешние ее выражения не столь бурны,
отчаянны и безысходны, как во внецерковной среде, и сама скорбь
светла и исполнена упования. Все временное, случайное в человеческих
отношениях уходит, исчезает в словах отпевания ─ и уже не мешает
безграничной братской любви о Господе. Постоянная молитвенная
память приближает к нам образ почившего, обогащает наше понимание
высокого смысла его жизненного пути, позволяет за внешними событиями
ощутить черты Промысла Божия...
С кончины епископа Василия прошло уже достаточно времени ─ и
можно увидеть, насколько прямым и последовательным путем вел его
Господь на протяжении восьми с лишним десятков лет; из страны
в страну, от одного рода деятельности к другому, но всегда к Себе
и к жизни вечной.
|
Владыка Василий в день своего рукоположения
вo Епископа Вашингтонского 12 января 1980 г., в Свято-Николаевском
Соборе города Вашингтон, США. |
Владыка Василий (Владимир Михайлович Родзянко) родился в Малороссии,
в родовом поместье Отрада, где его отец Михаил Михайлович, выпускник
Московского университета, прилежно занимался хозяйством. В 1920
г. семья вынуждена была эмигрировать и осела в Югославии, где,
как известно, в те годы образовался центр культурной и религиозной
жизни русской эмиграции. В 1925 г. мальчик поступил в 1-ю классическую
Русско-сербскую гимназию в Белграде; в годы учебы он познакомился
с митрополитом Антонием (Храповицким) и с прославленным впоследствии
в лике святителей епископом Сан-Францисским, а тогда ─ молодым
иеромонахом Иоанном (Максимовичем), что не могло не оказать решающего
влияния на всю его последующую жизнь. Замечательно то, что во
времена горестных нестроений и несогласий в Церкви, начавшихся
в 20-е годы и продолжающихся и поныне, будущему епископу выпала
роль миротворца: он как посыльный принимал участие в переписке
митрополита Антония с митрополитом Евлогием, в результате которой
было возобновлено литургическое общение двух ветвей Русской Церкви
в изгнании. И в дальнейшем Владыка в числе своих духовных учителей
помимо двух названных выдающихся иерархов упоминал преподобного
Иустина (Поповича) и митрополита Антония Сурожского.
В 1933 г., окончив гимназию, В. Родзянко поступил на богословский
факультет Белградского университета, который окончил в 1937 г.,
а в 1938 г. вступил в брак с Марией Кулюбаевой, дочерью священника.
В том же году он приступил к работе над диссертацией в Оксфорде,
где пребывал и весь следующий год. В 1939 г. в семье Родзянко
родился сын Владимир, а в следующем состоялось рукоположение о.
Владимира. В 1941 г. он должен был стать настоятелем домовой церкви
в гимназии, где преподавал Закон Божий, но началась война, и первую
свою литургию о. Владимир служил (6 апреля, в канун Благовещения)
под бомбами в г. Нови Сад, ─ знаменательное событие, но в жизни
христианских подвижников знаменательно все, наверное, потому,
что они открывают себя Господу и Его святой воле.
Во время войны о. Владимир был настоятелем сельского прихода
и секретарем Красного Креста. Множество людей обязаны ему спасением
от ужасов войны. Сейчас, наблюдая непрекращающуюся войну на Балканах,
мы можем в должной мере оценить ту силу духа, которая была для
этого потребна. В 1949 г. о. Владимир был арестован титовскими
властями и два года провел в лагере. В 1951 г. он был выслан во
Францию, откуда переехал в Англию. С 1953 г. о. Владимир служил
священником сербского храма в Лондоне, а в 1955 г. организовал
православную передачу на русском языке на Би-би-си и сам бессменно
вел ее до 1979 г.
Так осуществилась любовь Владыки к России, ─ та любовь, которая
всегда в нем жила. Много лет спустя, в российской глуши, когда
Владыка ехал служить в отдаленный храм (от просьб приехать на
службу он не отказывался никогда, сколь бы затруднительной ни
была для него поездка), он застал на пустынной дороге человека,
скорбевшего над телом старика: сын вез отца в коляске мотоцикла,
и тот погиб в аварии. Владыка предложил отпеть покойника, если
тот был православным. Сын рассказал, что храма в их местности
не было, но у отца был духовник, и объяснил, как это стало возможным:
"Он все слушал по радио Би-би-си, а там выступал священник Владимир
Родзянко, и он говорил, что вот это и есть его духовный отец".
Этот случай говорит о том, что было сделано Владыкой для Русской
Церкви в глухие годы, наверное, не менее красноречиво, чем сотни
и тысячи иных свидетельств, хотя все они столь же ценны.
Иерейское служение о. Владимира было отмечено эпизодом, может
быть, и обычным в жизни священника, но имеющим определенный исторический
смысл: батюшка принимал предсмертную исповедь А. Ф. Керенского,
и тем самым Господь как бы доверил ему зримое завершение определенного
этапа русской истории.
В 1979 г. о. Владимира постигло испытание: скончались матушка
Мария и внук Игорь. Знавшие Владыку в то время говорили, что его
скорбь была исполнена духовного мужества, что он непрестанно обращался
ко Господу с тем удивительным сочетанием дерзновения и смирения,
которое так поражает тех, кто размышляет над страницами книги
Иова. Владыка просил утешения духовного, просил с благоговением
и неотступностью ─ и получил его. В 1980 г. по принятии иноческого
пострига его рукополагают во епископа Вашингтонского Православной
Церкви в Америке. В том же году Владыка стал епископом Сан-Францисским
и Калифорнийским. Уже будучи в архиерейском сане, он в 1981 г.
посетил Россию, где был тепло встречен теми, кто много лет почитал
его как православного проповедника.
С 1984 г., живя на покое, владыка Василий все свои силы и весь
незаурядный духовный опыт отдает служению Православию. В Свято-Никольском
храме в Вашингтоне он печется о нуждах прихода и отдельных верующих,
но центр его внимания переносится в Россию, где Владыка бывал
неоднократно и задерживался надолго. Здесь он стал почетным настоятелем
храма Малого Вознесения на Никитской в Москве, а в последние годы
─ деканом богословско-философского факультета частного университета
Натальи Нестеровой ─ учебного заведения, которое ставит своей
целью подготовку молодежи к высококвалифицированной работе в современном
мире и строит образовательную систему на традиционных культурных
и нравственных ценностях. Наконец, Владыка по благословению Святейшего
Патриарха Московского и всея Руси Алексия II почти полгода жил
в Троице-Сергиевой Лавре, читая лекции и работая в библиотеке.
В результате им была написана книга "Теория распада Вселенной
и вера Отцов" (издана в 1996 г.), предлагающая читателю чрезвычайно
актуальное в наши дни рассмотрение соотношения Православия и научного
знания. В этой книге прежде всего привлекает сочетание таких свойств
автора, которые не так часто сочетаются в нашем мире: эрудиции
и юношеского интереса к знанию, архиерейской весомости слов и
глубокого смирения.
...Замечательный жизненный путь служителя Православной Церкви,
пастыря и исповедника, наставника и ученого. Сейчас, оглядываясь
на уходящий век, мы можем только с радостным удивлением благодарить
Господа за то, что в пучине исторических катаклизмов Он явил нам
такое множество светильников веры ─ и в России, и в рассеянии.
Все они едины в своем подвижническом служении, хотя каждому оно
было дано по его силам ─ и все отличаются некоторыми личностными
свойствами, особенно трогающими душу. Оставленный владыкой Василием
архив нуждается в изучении; очевидно, он таит в себе много ценных
материалов, ждущих своего опубликования, после которого мы сможем
лучше узнать его жизнь. Но об одной черте покойного Владыки, которая
радовала всех, кто с ним встречался в его последние годы, можно
сказать уже сейчас ─ о свойственном ему нестяжательстве.
Владыка Василий не был, что называется, состоятельным человеком,
и в Россию приезжал вовсе не как "богатый иностранец", ─ нет,
он прибывал скорее как епископ первых времен христианства, как
странник, с трудом преодолевающий расстояния и тяготы пути ради
того, чтобы донести до верных свое архипастырское слово, продиктованное
духовным рвением и теплой любовью ко Христу и к ближнему. Слабое
здоровье Владыки, его почтенный возраст еще увеличивали это сходство.
При этом он вовсе не презирал человеческие потребности (хотя довольствовался
малым); он с радостью и любовью благодарил и за приют, и за уход,
и просто за внимание. Очень для него характерная деталь: в предисловии
к своей книге он помещает список благодарностей, начинающийся
именем Святейшего Патриарха и включающий имена епископов и священников,
библиотекарей, семинаристов и иподиаконов, всех, кто работал над
изданием книги ─ и тех, кто предоставил ему компьютер и кров,
и тех, кто сшил клобук, подрясник и рясу. За этими трогательными
в своей подробности и чистосердечии благодарностями встает прекрасный
облик старца, приветствующего всякое доброе к себе отношение как
драгоценный дар Божий; становится понятно, как любовь, исходящая
от Господа, которая сама по себе уже есть высший дар, делает людей
способными к принесению даров, и через это простое человеческое
действие люди дарят себя друг другу и Господу, и благо Творца
умножается в мире.
Молитвенная память о епископе Василии никогда не иссякнет у
тех, кому Господь даровал радость видеть и слышать его. Нужно
надеяться, что благодаря фильмам и книгам с его духовным подвигом
смогут ознакомиться и те, кто не знал его при земной жизни, и
что эта встреча даст им утешение и укрепление в вере и приведет
к умножению любви.
журнал "Альфа и Омега", 1(23) 2000.
Ссылки: