Епископ Василий (Родзянко)
Великий пост тем и отличается от всех других постов и дней церковного
года, что в его святые дни мы каемся сообща - в общем грехе. Поэтому
не случайно все недели великого поста посвящены либо особым святым
- общим, либо общим началам нашего спасения - кресту Христову
и Воскресению, Церкви Христовой и Её Православию. В чём же эта
общность? В первородном грехе.
Часто нам даже и невдомёк, что грех у нас общий, что мы все в
нём участники, что несём мы его на себе сообща, и спасаемся сообща.
Все мы взаимосвязаны. У всех нас круговая порука. И самый факт,
что мы этого не ощущаем, что всё воспринимаем слишком индивидуально,
отчуждаясь, обособляясь, отъединяясь во всём, уходим в себя -
это мол моё личное дело - всё это говорит о нашем общем грехе
- раздробленности. Каждый на свою сторону, по змеиному, в свою
норку.
Не так задумал нас Господь, не такими сотворил нас вначале. Не
разбитым сосудом, а цельным. Не щепками порубленного дерева, а
Древом Жизни. Не отломленными ветвями, а виноградной лозой. Не
омертвелыми членами размождённого тела, а единым живым организмом
- Телом Христовым. Таковы библейские образы, такова и целенаправленность
нашей истории, нашей культуры, нашей памяти исторической, нашей
науки, нашей народности.
Перед нами живой пример раскаявшейся грешницы - Марии Египетской,
которой посвящена эта пятая неделя великого поста. Её жизнь в
Александрии в юности отражает социальные условия, в которых она
родилась, выросла и куда включилась. Её личные грехи - отражение
общества в котором она росла и жила. Влияние социальной среды
было неотразимым, ничего другого она не знала, ничему другому
она не научилась, попала в круговорот безумной светской жизни
и стала жертвой необузданной страсти окружавших её людей.
Женщина во всей истории человечества - потенциальная жертва своей
первоначальной соблазнительности - Евы Адамовой, попадающей в
капкан своего собственного соблазна, часто в жизни неосознанного,
но страшного своими последствиями. Жуть их в том, что Адам слишком
силён. Часто невинное дитя, наивная бабочка летающая на свет и
влетающая в огонь обжигает крылья и падает, становясь жертвой
мужской социальной и даже физической силы. Не потому ли Христос
спросил женщину взятую в прелюбодеянии по словам Евангелия: "Никто
не осудил тебя? - Никто, - ответила она." Все стоявшие тут,
и приволокшии её грубые мужчины молча разошлись, когда Христос
сказал им: "Кто из вас без греха первый брось в неё камень.
Никто не осудил тебя? - Никто Господи. - И Я не осуждаю тебя."
Вспомним и другие подобные примеры в Евангелии.
Мария не знала, что делала. Спросила людей, толпившихся на пристани
Александрии в Египте: куда едите? - В Иерусалим. - Отвечали они.
- И я еду с вами. В миг решила она. Весело будет и подработаю
- подумала. На корабле впервые услышала о Христе, совсем как многие
в наши дни, ничего не знала о Нём. Впервые увидела христианскую
жизнь. Впервые открылись глаза на жизнь, ощутила разницу, пропасть
между собою и ими. В их глазах светилась радость, в сердцах был
мир, выражение лиц строило чистую святую любовь. В ней было смятение,
состояние было хаотическое, в сердце - муки совести, страдания.
Когда все входили во храм в Иерусалиме, идя ко гробу Господню,
она не могла войти, какая-то сила её не пускала. "Перейди через
Иордан" - услышала она, "там за рекой обретёшь мир."
За рекой была пустыня. Мария ушла туда и осталась в одиночестве
в этой пустыни 40 лет, взяв на себя все грехи, и свои, и чужие,
каясь во всём, и принося себя в жертву за всех и за всё. В покаянии
обрела мир.
В среду вечером в православных храмах на этой недели было Мариино
стояние. Тысячи, милионы верующих стояли с Марией в её пустыни,
в пустыни души каждого пришедшего в храм. Пели в ответ на слова
священника - помилуй меня Боже, помилуй меня. А священник читал
покаянный канон преподобного Андрея Критского, другого такого
святого, взявшего на себя все грехи людские. "Ты сотворил меня
и дал мне брачную одежду, и я был в Раю, но грехом разодрал боготканную
одежду и теперь изгнан из Рая нагой... страдаю. Помилуй меня Боже,
помилуй меня."
Да, каждый из нас был в Раю. Ведь Господь сотворил нас не в одиночестве.
Это уже потом, во грехе, наступило одиночество. И Адама Господь
не сотворил в отрыве от всех. Образный рассказ о творении мира
и человека на первых страницах, написанный человеческим языком
уже грешного падшего мира, этот рассказ, если его проанализировать
со значением каждой его строки и сравнить с нашими теперяшними
научными знаниями современного мира, этот рассказ ясно говорит
о том, что мир до грехопадения не был таким как теперь. Древние
толкователи Библии дают нам ключ разумения. Так Климент Римский,
живший в апостольском первом веке и его современник Ерма в его
сочинении "Пастырь" прямо говорится, что вся Церковь Христова,
т.е. всё человечество было сотворено в самом начале, во Адаме.
Каждый из нас был там вне нашего времени и вне нашего пространства
и лишь грехопадение, в котором каждый из нас участвовал, низринуло
нас из Рая на эту страшную землю, на которой и началось то развитие
из полуживотного состояния, которое в науке определяется термином
- эволюция. Но наука ничего не знает и не может знать о самом
творении, которое открывает нам Библия, потому что это был мир
бессмертный, а теперяшняя наука говорит только о том, что находилось
и находится в мире смертном. Библия и наука ни в чём не противоречат
друг другу, наоборот, они дополняют друг друга, если их понимать
правильно.
Итак, мы все повинны во грехе Адама. Мы участвуем в этом грехе и сейчас в
нашей жизни на этой земле. Мы участвуем в этом грехе ежедневно, вот так же
как Мария Египетская в Александрии, участвовала в грехах всех людей
окружавших её и с ней имевших то или иное общение. Каждый из нас обладает способностью выбора, свободного
выбора. Мы выбираем добро или зло в наших поступках, потому что
перед нами - будущее. У животных нет такого ясного сознания будущего
и связанного с этим свободного выбора. У животных выбор инстинктивен,
а у человека - способность духа, возвышающего его над временем
и этим выводящего его за пределы текущего времени. Таким образом
каждый выбор свободного духа человека: добрый - ведёт его в Рай,
злой - ведёт его в ад, а грех совершившийся - это участие вне
времени во грехе Адама. Так понимал своё собственное грехопадение
и покаяние за него автор великого покаянного канона преподобный
Андрей Критский и его единомышленник преподобный Ефрем Сирин,
молитву которого мы слышим теперь в посту каждый день: "Господи
и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и
празднословия не даждь мне." О Ефреме Сирине "Православная
Русь" - газета издающаяся в Свято-Троицком монастыре в Джорданвиле
в Америке пишет: "более возвышенного полёта мыслей, полного
великолепия и богатства слова нельзя найти ни у одного из проповедников
древнего и нового времени." Преподобному Ефрему и преподобному
Андрею Критскому вторит, как мы это уже не раз слышали, преподобный
Симеон Новый Богослов, восклицавший: "я Адам, Боже, прости меня."
Сознаем же в эти святые дни поста наш общий всечеловеческий грех,
нашу обшую ответственность, общую беду, и вместе с этими великими
святыми - спасительное общее покаяние.
Транслирована в aпреле 1990-о года.
|