Епископ Василий (Родзянко)
Когда люди не захотели принять Господа Иисуса Христа в свою деревню,
то апостолы сказали: Господи, помолимся о том, чтобы с неба сошёл
огонь и пожёг их всех, за то, что они Тебя не принимают. Господь
сказал: вы не знаете, какого вы духа. А они перед этим ещё сказали:
как Илия сделал. Да, Илия жил в другое время, в других условиях,
ещё до того, что принёс с Собой Христос на землю.
Как часто и мы с вами сегодня слышим слова, похожие на эти, слова
сегодняшних верующих. Теперь оказалось возможным говорить то,
что ещё лет пять тому назад было говорить страшно, даже думать
люди боялись. Теперь оказалось, что можно сказать всё, что угодно,
и люди начали говорить то, о чём Христос упрекнул, Иакова и Иоанна,
которого он больше всех любил: "вы не знаете, какого вы духа..."
Нам с вами сейчас надлежит всеми силами восстановить в своих
душах и сердцах истинный дух Христов, христианский дух в отношении
всех без исключения людей, кто бы они ни были, что бы они не сделали,
какими бы они ни были противниками Божиими. Ибо Господь и за них
тоже отдал Себя на крест, за всех людей. Конечно, от людей тоже
будет зависеть, как они будут приняты в Царстве Небесном, но двери
Царства Небесного открыты для всех людей, без исключения. И никогда
не поздно прийти ко Христу с покаянием. Покаяние может быть в
самый последний момент, как у разбойника на кресте, одним только
словом: "Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем." И всё. И каждого
такого, кто знает, может быть, раньше бывшего страшным гонителем,
как Савл, ставший потом апостолом Павлом, и многие другии - кто
знает, что они ощущают, говорят, или, может быть, даже и не могут
уже говорить, только в мыслях своих повторяют слова разбойника
на кресте. И слышат: "сегодня будешь со Мной в Раю."
Братья и сёстры, мы с вами все были сотворены, как это ясно сказано
в Священном Писании, мы все были сотворены во едино мгновение
Богом в Раю, были там со Адамом, и, по словам апостола Павла,
когда произошёл тот страшный грех, то во Адаме все согрешили,
то есть оказались участниками того греха, который так поразил
нас в нашем человеческом первозданном состоянии, что отбил у нас
всякую память об этом, помрачил наш ум, и мы изгнаны сюда, на
эту планету, и живём здесь в борьбе, невероятной борьбе - и борьба
добра и зла в наших сердцах и в нашем обществе, и в борьбе за
своё существование, потому что таковы теперь условия падшего мира.
В то время как в Раю, в Царствии Божием, всё было предоставлено,
и было древо жизни, которое давало истоки и источники всему, что
нам Господь давал, и будет давать, когда мы вернёмся назад и снова
станем в полной мере образом Пресвятой Троицы, все, сколько нас
ни есть, там, в Царствии Божием. Ну и более того, мы с вами и
здесь, в этих стенах, во время Божественной Литургии, силою Креста
и Воскресения Господня и силой светлой Тайной Вечери, которая
сейчас здесь совершилась Христом, как мы слышим в тайной молитве,
которая говорится на каждой Литургии: "Ты, Господи, из ничего
создал нас, а когда мы отпали, Ты снова восстановил нас, на Небо
возвёл нас, и Царство Твоё даровал будущее," сейчас, здесь. Мы
сейчас стоим в Царстве Божием, если только хотим, от нас зависит,
ни от кого больше. Христос уже нам всё дал. И мы когда выйдем
из этого храма, то мы понесём эту благодать Царствия Божия в наши
дома. Литургия продолжится в нашем доме, во время первой трапезы.
Мы будем нести эту силу Духа Святого с нами всем, всем вокруг.
Будем помнить, что мы сейчас - как и святые апостолы, несём Духа
Божия всему миру вокруг нас. Какими же мы должны быть! Какими
тихими, какими скромными, какими радостными и сияющими во славе
Божией, которая на нас снизошла. Как это важно, особенно теперь,
когда вот здесь сейчас восстанавливается храм. Храм, который был
столько времени в запустении, в забвении. Храм ведь символизирует
всё то святое и живое, что в нём находилось в течении многого
времени раньше, до его осквернения. И теперь восстановлен, вот
уже живёт, вот уже освящает всё вокруг. Уже и иконостас воздвигается.
Что это значит? Это значит, что храм живой, это каждый из нас,
и мы все вместе являемся теми, кто осуществляет видимое восстановление
этого храма, а храм является символом и иконой нашего с вами восстановления,
о котором я только что сказал и о котором Церковь молится каждый
день.
Пресвятая Богородица является нашей Защитницей, Матерью, Царицей
Небесной, Которая видимым образом, Своими капельками, слезинками,
распространившимися по всему лику Её, говорит нам о том, что Матерь
Божия материнскими слезами, может быть, не текущими, а только
капельками, за сегодняшних здешних людей. Если Она плачет, если
Она Свою материнскую любовь и доброту проявляет, то как нам не
относиться так же ко всем людям, окружающим нас, и мы понесём
им тот мир и ту радость, любовь и счастье, которые Господь даровал
каждому из нас в этом святом храме.
Я чувствую также сегодня с нами соучастие всех священномучеников
Российских, о которых, я знаю, вы здесь молитесь и к которым в
молитвах прибегаете, всех святых нашего времени. Вот у нас, за
границей, новый святой, о котором вы вспоминаете и которому молитесь.
Пока ещё мы не можем ему служить молебен, до тех пор пока не будет
окончательно осуществлена канонизация его здесь, но каждый из
нас может помолиться ему в душе своей, в тишине сердца, и он услышит.
Я говорю о человеке, которого близко лично знал, очень близко.
Он был мой старец, мой авва, - Иоанн Максимович Шанхайский и Сан-Францисский.
Бог привёл меня уже после его блаженной кончины тоже в Сан-Франциско,
тоже епископом, так что я унаследовал ему, и другому ещё святителю
Тихону Сан-Францисскому, впоследствии патриарху Московскому и
всея Руси. Вот так, друзья мои, мы все всё время наследуем кому-нибудь.
Каждый в своей жизни имеет кого-то, - может быть, своего какого-то
предка, отца, мать, братьев, сестёр, - людей, которым мы обязаны
многим, людей, которых мы, может быть, и не знаем, потому что
они были для нас далёкими физически, но близкими духовно, там,
в Царствии Божием, и подружились с нами оттуда. Как это хорошо,
как это близко, как это свято и как утешительно. Христиане все
вместе, в земной и небесной Церкви, и Она является единой, Телом
Христовым и земным, и небесным.
Будем же и мы с вами и земными, и небесными! Аминь.
Сказана 29 августа 1995 года в храме Казанской
иконы Божией Матери.
г. Троицк |