Ф. М. Достоевский.
д)
Нечто об иноке русском и о возможном значение его.
Отцы
и учители, что есть инок? В просвещенном мире слово сие произносится
в наши дни у иных уже с насмешкой, а у некоторых и как бранное.
И чем дальше, тем больше. Правда, ох правда, много и в монашестве
тунеядцев, плотоугодников, сластолюбцев и наглых бродяг. На
сие указывают образованные светские люди: "Вы, дескать,
лентяи и бесполезные члены общества, живете чужим трудом, бесстыдные
нищие". А между тем, сколь много в монашестве смиренных
и кротких, жаждущих уединения и пламенной в тишине молитвы.
На сих меньше указывают и даже обходят молчанием вовсе, и сколь
подивились бы, если скажу, что от сих кротких и жаждущих уединенной,
молитвы выйдет может быть еще раз спасение земли русской! Ибо
воистину приготовлены в тишине "на день и час, и месяц
и год". Образ Христов хранят пока в уединении своем благолепно
и неискаженно, в чистоте правды божией, от древнейших отцов,
апостолов и мучеников, некогда надо будет, явят его поколебавшейся
правде мира. Сия мысль великая. От востока звезда сия воссияет.
Так
мыслю об иноке и неужели ложно, неужели надменно? Посмотрите
у мирских и во всем превозносящемся над народом божиим мире,
не исказился ли в нем лик божий и правда его? У них наука, а
в науке лишь то, что подвержено чувствам. Мир же духовный, высшая
половина существа человеческого отвергнута вовсе, изгнана с
некиим торжеством, даже с ненавистью. Провозгласил мир свободу,
в последнее время особенно, и что же видим в этой свободе ихней:
одно лишь рабство и самоубийство! Ибо мир говорит: "Имеешь
потребности, а потому насыщай их, ибо имеешь права такие же,
как и у знатнейших и богатейших людей. Не бойся насыщать их,
но даже приумножай", ─ вот нынешнее учение мира. В этом
и видят свободу. И что же выходит из сего права на приумножение
потребностей? У богатых уединение и духовное самоубийство,
а у бедных ─ зависть и убийство, ибо права-то дали, а средств
насытить потребности еще не указали. Уверяют, что мир чем далее,
тем более единится, слагается в братское общение, тем что сокращает
расстояния, передает по воздуху мысли. Увы, не верьте таковому
единению людей. Понимая свободу, как приумножение и скорое утоление
потребностей, искажают природу свою, ибо зарождают в себе много
бессмысленных и глупых желаний, привычек и нелепейших выдумок.
Живут лишь для зависти друг к другу, для плотоугодия и чванства.
Иметь обеды, выезды, экипажи, чины и рабов-прислужников считается
уже такою необходимостью, для которой жертвуют даже жизнью,
честью и человеколюбием, чтоб утолить эту необходимость, и даже
убивают себя, если не могут утолить ее. У тех, которые не богаты,
то же самое видим, а у бедных неутоление потребностей, зависть
пока заглушаются пьянством. Но вскоре вместо вина упьются и
кровью, к тому их ведут. Спрашиваю я вас: Свободен ли такой
человек? Я знал одного "борца за идею", который сам
рассказывал мне, что, когда лишили его в тюрьме табаку, то он
до того был измучен лишением сим, что чуть не пошел и не предал
свою "идею", чтобы только дали ему табаку. А ведь
этакой говорит: "за человечество бороться иду". Ну
куда такой пойдет и на что он способен? На скорый поступок разве,
а долго не вытерпит. И не дивно, что вместо свободы впали в
рабство, а вместо служения братолюбию и человеческому единению
впали напротив в отъединение и уединение, как говорил
мне в юности моей таинственный гость и учитель мой. А потому
в мире всё более и более угасает мысль о служении человечеству,
о братстве и целостности людей и воистину встречается мысль
сия даже уже с насмешкой, ибо как отстать от привычек своих,
куда пойдет сей невольник, если столь привык утолять бесчисленные
потребности свои, которые сам же навыдумал? В уединении он,
и какое ему дело до целого. И достигли того, что вещей накопили
больше, а радости стало меньше.
Другое
дело путь иноческий. Над послушанием, постом и молитвой даже
смеются, а между тем лишь в них заключается путь к настоящей,
истинной уже свободе: отсекаю от себя потребности лишние и ненужные,
самолюбивую и гордую волю мою смиряю и бичую послушанием, и
достигаю тем, с помощию божьей, свободы духа, а с нею и веселья
духовного! Кто же из них способнее вознести великую мысль и
пойти ей служить, ─ уединенный ли богач или сей освобожденный
от тиранства вещей и привычек? Инока корят его уединением: "Уединился
ты, чтобы себя спасти в монастырских стенах, а братское служение
человечеству забыл". Но посмотрим еще, кто более братолюбию
поусердствует? Ибо уединение не у нас, а у них, но не видят
сего. А от нас и издревле деятели народные выходили, отчего
же не может их быть и теперь? Те же смиренные и кроткие постники
и молчальники восстанут и пойдут на великое дело. От народа
спасение Руси. Русский же монастырь искони был с народом. Если
же народ в уединении, то и мы в уединении. Народ верит по-нашему,
а неверующий деятель у нас в России ничего не сделает, даже
будь он искренен сердцем и умом гениален. Это помните. Народ
встретит атеиста и поборет его, и станет единая православная
Русь. Берегите же народ и оберегайте сердце его. В тишине воспитайте
его. Вот ваш иноческий подвиг, ибо сей народ богоносец.
е)
Нечто о господах и слугах и о том, возможно ли господам и
слугам стать взаимно по духу братьями.
Боже,
кто говорит, и в народе грех. А пламень растления умножается
даже видимо, ежечасно, сверху идет. Наступает и в народе уединение:
начинаются кулаки и мироеды; уже купец всё больше и больше желает
почестей, стремится показать себя образованным, образования
не имея ни мало, а для сего гнусно пренебрегает древним обычаем
и стыдится даже веры отцов. Ездит ко князьям, а всего-то сам
мужик порченый. Народ загноился от пьянства и не может уже отстать
от него. А сколько жестокости к семье, к жене, к детям даже;
от пьянства всё. Видал я на фабриках девятилетних даже детей:
хилых, чахлых, согбенных и уже развратных. Душная палата, стучащая
машина, весь божий день работы, развратные слова и вино, вино,
а то ли надо душе такого малого еще дитяти? Ему надо солнце,
детские игры и всюду светлый пример и хоть каплю любви к нему.
Да не будет же сего, иноки, да не будет истязания детей, восстаньте
и проповедайте сие скорее, скорее. Но спасет Бог Россию, ибо
хоть и развратен простолюдин и не может уже отказать себе во
смрадном грехе, но всё же знает, что проклят Богом его смрадный
грех, и что поступает он худо, греша. Так что неустанно еще
верует народ наш в правду, Бога признает, умилительно плачет.
Не то у высших. Те во след науке хотят устроиться справедливо
одним умом своим, но уже без Христа, как прежде, и уже провозгласили,
что нет преступления, нет уже греха. Да оно и правильно по-ихнему:
ибо если нет у тебя Бога, то какое же тогда преступление? В
Европе восстает народ на богатых уже силой, и народные вожаки
повсеместно ведут его к крови и учат, что прав гнев его. Но
"проклят гнев их, ибо жесток". А Россию спасет господь,
как спасал уже много раз. Из народа спасение выйдет, из веры
и смирения его. Отцы и учители, берегите веру народа, и не мечта
сие: поражало меня всю жизнь в великом народе нашем его достоинство
благолепное и истинное, сам видел, сам свидетельствовать могу,
видел и удивлялся, видел, несмотря даже на смрад грехов и нищий
вид народа нашего. Не раболепен он, и это после рабства двух
веков. Свободен видом и обращением, но безо всякой обиды. И
не мстителен, и не завистлив. "Ты знатен, ты богат, ты
умен и талантлив, ─ и пусть, благослови тебя Бог. Чту тебя,
но знаю, что и я человек. Тем, что без зависти чту тебя, тем-то
и достоинство мое являю пред тобой человеческое". Воистину,
если не говорят сего (ибо не умеют еще сказать сего), то так
поступают, сам видел, сам испытывал, и верите ли: чем
беднее и ниже человек наш русский, тем и более в нем сей благолепной
правды заметно, ибо богатые из них кулаки и мироеды во множестве
уже развращены, и много, много тут от нерадения и несмотрения
нашего вышло! Но спасет Бог людей своих, ибо велика Россия смирением
своим. Мечтаю видеть и как бы уже вижу ясно наше грядущее: ибо
будет так, что даже самый развращенный богач наш кончит тем,
что устыдится богатства своего пред бедным, а бедный, видя смирение
сие, поймет и уступит ему с радостью и лаской ответит на благолепный
стыд его. Верьте, что кончится сим: на то идет. Лишь в человеческом
духовном достоинстве равенство, и сие поймут лишь у нас. Были
бы братья, будет и братство, а раньше братства никогда не разделятся.
Образ Христов храним, и воссияет как драгоценный алмаз всему
миру... Буди, буди!
Отцы
и учители, произошло раз со мною умилительное дело. Странствуя,
встретил я однажды, в губернском городе К., бывшего моего денщика
Афанасия, а с тех пор, как я расстался с ним, прошло уже тогда
восемь лет. Нечаянно увидел меня на базаре, узнал, подбежал
ко мне, и боже, сколь обрадовался. так и кинулся ко мне: "Батюшка,
барин, выли это? Да неужто вас вижу?" Повел меня к себе.
Был уже он в отставке, женился, двух детей младенцев уже прижил.
Проживал с супругой своею мелким торгом на рынке с лотка. Комнатка
у него бедная, но чистенькая, радостная. Усадил меня, самовар
поставил, за женой послал, точно я праздник какой ему сделал,
у него появившись. Подвел ко мне деток: "благословите,
батюшка". "Мне ли благословлять, отвечаю ему, инок
я простой и смиренный, Бога о них помолю, а о тебе, Афанасий
Павлович, и всегда, на всяк день, с того самого дня, Бога молю,
ибо с тебя, говорю, всё и вышло". И объяснил ему я это,
как умел. Так что же человек: смотрит на меня и всё не может
представить, что я, прежний барин его, офицер, пред ним теперь
в таком виде и в такой одежде: заплакал даже. "Чего же
ты плачешь, говорю ему, незабвенный ты человек, лучше повеселись
за меня душой, милый, ибо радостен и светел путь мой".
Многого не говорил, а всё охал и качал на меня головой умиленно.
"Где же ваше, спрашивает, богатство?" Отвечаю ему:
"В монастырь отдал, а живем мы в общежитии". После
чаю стал я прощаться с ними, и вдруг вынес он мне полтину, жертву
на монастырь, а другую полтину, смотрю, сует мне в руку, торопится:
"это уж вам, говорит, странному, путешествующему, пригодится
вам может, батюшка". Принял я его полтину, поклонился ему
и супруге его и ушел обрадованный, и думаю дорогой: "вот
мы теперь оба, и он у себя, и я идущий, охаем, должно быть,
да усмехаемся радостно, в веселии сердца нашего, покивая головой
и вспоминая, как Бог привел встретиться". И больше я уж
с тех пор никогда не видал его. Был я ему господин, а он мне
слуга, а теперь, как облобызались мы с ним любовно и в духовном
умилении, меж нами великое человеческое единение произошло.
Думал я о сем много, а теперь мыслю так: неужели так недоступно
уму, что сие великое и простодушное единение могло бы в свой
срок и повсеместно произойти меж наших русских людей? Верую,
что произойдет, и сроки близки.
А про
слуг прибавлю следующее: сердился я прежде, юношею, на слуг
много: "кухарка горячо подала, денщик платье не вычистил".
Но озарила меня тогда вдруг мысль моего милого брата, которую
слышал от него в детстве моем: "стoю ли я того и весь-то,
чтобы мне другой служил, а чтоб я, за нищету и темноту его,
им помыкал?" И подивился я тогда же, сколь самые простые
мысли, воочию ясные, поздно появляются в уме нашем. Без слуг
невозможно в миру, но так сделай, чтобы был у тебя твой слуга
свободнее духом, чем если бы был не слугой. И почему я не могу
быть слугою слуге моему и так, чтоб он даже видел это, и уж
безо всякой гордости с моей стороны, а с его, неверия? Почему
не быть слуге моему как бы мне родным, так что приму его наконец
в семью свою и возрадуюсь сему? Даже и теперь еще это так исполнимо,
но послужит основанием к будущему уже великолепному единению
людей, когда не слуг будет искать себе человек и не в слуг пожелает
обращать себе подобных людей, как ныне, а напротив изо всех
сил пожелает стать сам всем слугой по евангелию. И неужели сие
мечта, чтобы под конец человек находил свои радости лишь в подвигах
просвещения и милосердия, а не в радостях жестоких, как ныне,
─ в объядении, блуде, чванстве, хвастовстве и завистливом превышении
одного над другим? Твердо верую, что нет, и что время близко.
Смеются и спрашивают: когда же сие время наступит и похоже ли
на то, что наступит? Я же мыслю, что мы со Христом это великое
дело решим. И сколько же было идей на земле, в истории человеческой,
которые даже за десять лет немыслимы были и которые вдруг появлялись,
когда приходил для них таинственный срок их, и проносились по
всей земле? Так и у нас будет, и воссияет миру народ наш и скажут
все люди: "камень, который отвергли зиждущие, стал главою
угла". А насмешников вопросить бы самих: если у нас мечта,
то когда же вы-то воздвигнете здание свое и устроитесь справедливо
лишь умом своим, без Христа? Если же и утверждают сами, что
они-то, напротив, и идут к единению, то воистину веруют в сие
лишь самые из них простодушные, так что удивиться даже можно
сему простодушию. Воистину у них мечтательной фантазии более,
чем у нас. Мыслят устроиться справедливо, но, отвергнув Христа,
кончат тем, что зальют мир кровью, ибо кровь зовет кровь а извлекший
меч погибнет мечом. И если бы не обетование Христово, то так
и истребили бы друг друга даже до последних двух человек на
земле. Да и сии два последние не сумели бы в гордости своей
удержать друг друга, так что последний истребил бы предпоследнего,
а потом и себя самого. И сбылось бы, если бы не обетование Христово,
что ради кротких и смиренных сократится дело сие. Стал я тогда,
еще в офицерском мундире, после поединка моего, говорить про
слуг в обществе, и все-то, помню, на меня дивились: "чтo
же нам, говорят, посадить слугу на диван да ему чай подносить?"
А я тогда им в ответ: "почему же и не так, хотя бы только
иногда". Все тогда засмеялись. Вопрос их был легкомысленный,
а ответ мой неясный, но мыслю, что была в нем и некая правда.
ж)
О молитве, о любви и о соприкосновении мирам иным.
Юноша,
не забывай молитвы. Каждый раз в молитве твоей, если искренна,
мелькнет новое чувство, а в нем и новая мысль, которую ты прежде
не знал, и которая вновь ободрит тебя; и поймешь, что молитва
есть воспитание. Запомни еще: на каждый день, и когда лишь можешь,
тверди про себя! "Господи, помилуй всех днесь пред тобою
представших". Ибо в каждый час и каждое мгновение тысячи
людей покидают жизнь свою на сей земле и души их становятся
пред господом, ─ и сколь многие из них расстались с землею отъединенно,
никому неведомо, в грусти и тоске, что никто-то не пожалеет
о них и даже не знает о них вовсе: жили ль они или нет. И вот,
может быть с другого конца земли вознесется ко господу за упокой
его и твоя молитва, хотя бы ты и не знал его вовсе, а он тебя.
Сколь умилительно душе его, ставшей в страхе пред господом,
почувствовать в тот миг, что есть и за него молельщик, что осталось
на земле человеческое существо и его любящее. Да и Бог милостивее
воззрит на обоих вас, ибо если уже ты столь пожалел его, то
кольми паче пожалеет он, бесконечно более милосердый и любовный
чем ты. И простит его тебя ради.
Братья,
не бойтесь греха людей, любите человека и во грехе его, ибо
сие уж подобие божеской любви и есть верх любви на земле. Любите
всё создание божие, и целое, и каждую песчинку. Каждый листик,
каждый луч божий любите. Любите животных, любите растения, любите
всякую вещь. Будешь любить всякую вещь и тайну божию постигнешь
в вещах. Постигнешь однажды и уже неустанно начнешь ее познавать
всё далее и более, на всяк день. И полюбишь наконец весь мир
уже всецелою, всемирною любовью. Животных любите: им Бог дал
начало мысли и радость безмятежную. Не возмущайте же ее, не
мучьте их, не отнимайте у них радости, не противьтесь мысли
божией. Человек, не возносись над животными: они безгрешны,
а ты со своим величием гноишь землю своим появлением на ней
и след свой гнойный оставляешь после себя, ─ увы, почти всяк
из нас! ─ Деток любите особенно, ибо они тоже безгрешны, яко
ангелы, и живут для умиления нашего, для очищения сердец наших
и как некое указание нам. Горе оскорбившему младенца. А меня
отец Анфим учил деток любить: он милый и молчащий в странствиях
наших, на подаянные грошики им пряничков и леденцу бывало купит
и раздаст; проходить не мог мимо деток без сотрясения душевного:
таков человек.
Пред
иною мыслью станешь в недоумении, особенно видя грех людей,
и спросишь себя: "взять ли силой, али смиренною любовью?"
Всегда решай: "возьму смиренною любовью". Решишься
так раз навсегда, и весь мир покорить возможешь. Смирение любовное
─ страшная сила, изо всех сильнейшая, подобной которой и нет
ничего. На всяк день и час, на всякую минуту ходи около себя
и смотри за собой, чтоб образ твой был благолепен. Вот ты прошел
мимо малого ребенка, прошел злобный со скверным словом, с гневливою
душой; ты и не приметил, может, ребенка-то, а он видел тебя,
и образ твой, неприглядный и нечестивый, может, в его беззащитном
сердечке остался. Ты и не знал сего, а может быть ты уже тем
в него семя бросил дурное, и возрастет оно пожалуй, а всё потому,
что ты не уберегся пред дитятей, потому что любви осмотрительной,
деятельной не воспитал в себе. Братья, любовь учительница, но
нужно уметь ее приобрести, ибо она трудно приобретается, дорого
покупается, долгою работой и через долгий срок, ибо не на мгновение
лишь случайное надо любить, а на весь срок. А случайно-то и
всяк полюбить может, и злодей полюбит. Юноша брат мой у птичек
прощения просил: оно как бы и бессмысленно, а ведь правда, ибо
всё как океан, всё течет и соприкасается, в одном месте тронешь,
в другом конце мира отдается. Пусть безумие у птичек прощения
просить, но ведь и птичкам было бы легче и ребенку и всякому
животному около тебя, если бы ты сам был благолепнее, чем ты
есть теперь, хоть на одну каплю да было бы. Всё, как океан,
говорю вам. Тогда и птичкам стал бы молиться, всецелою любовию
мучимый, как бы в восторге каком, и молить, чтобы и они грех
твой отпустили тебе. Восторгом же сим дорожи, как бы ни казался
он людям бессмысленным.
Други
мои, просите у Бога веселья. Будьте веселы как дети. как птички
небесные. И да не смущает вас грех людей в вашем делании, не
бойтесь, что затрет он дело ваше и не даст ему совершиться,
не говорите: "силен грех, сильно нечестие, сильна среда
скверная, а мы одиноки и бессильны, затрет нас скверная среда
и не даст совершиться благому деланию". Бегите, дети, сего
уныния! Одно тут спасение себе: возьми себя и сделай себя же
ответчиком за весь грех людской. Друг, да ведь это и вправду
так, ибо чуть только сделаешь себя за всё и за всех ответчиком
искренно, то тотчас же увидишь, что оно так и есть в самом деле
и что ты-то и есть за всех и за вся виноват. А скидывая свою
же лень и свое бессилие на людей, кончишь тем, что гордости
сатанинской приобщишься и на Бога возропщешь. О гордости же
сатанинской мыслю так: трудно нам на земле ее и постичь, а потому
сколь легко впасть в ошибку и приобщиться ей, да еще полагая,
что нечто великое и прекрасное делаем. Да и многое из самых
сильных чувств и движений природы нашей мы пока на земле не
можем постичь, не соблазняйся и сим и не думай, что сие в чем-либо
может тебе служить оправданием, ибо спросит с тебя судия вечный
то, что ты мог постичь, а не то, чего не мог, сам убедишься
в том, ибо тогда всё узришь правильно и спорить уже не станешь.
На земле же воистину мы как бы блуждаем, и не было бы драгоценного
Христова образа пред нами, то погибли бы мы и заблудились совсем,
как род человеческий пред потопом. Многое на земле от нас скрыто,
но взамен того даровано нам тайное сокровенное ощущение живой
связи нашей с миром иным, с миром горним и высшим, да и корни
наших мыслей и чувств не здесь, а в мирах иных. Вот почему и
говорят философы, что сущности вещей нельзя постичь на земле.
Бог взял семена из миров иных и посеял на сей земле и взрастил
сад свой, и взошло всё, что могло взойти, но взращенное живет
и живо лишь чувством соприкосновения своего таинственным мирам
иным, если ослабевает или уничтожается в тебе сие чувство, то
умирает и взращенное в тебе. Тогда станешь к жизни равнодушен
и даже возненавидишь ее. Мыслю так.
з)
Можно ли быть судиёю себе подобных? О вере до конца.
Помни
особенно, что не можешь ничьим судиёю быти. Ибо не может быть
на земле судья преступника, прежде чем сам сей судья не познает,
что и он такой же точно преступник, как и стоящий пред ним,
и что он-то за преступление, стоящего пред ним, может прежде
всех и виноват. Когда же постигнет сие, то возможет стать и
судиёю. Как ни безумно на вид, но правда сие. Ибо был бы я сам
праведен, может и преступника, стоящего предо мною, не было
бы. Если возьможешь принять на себя преступление стоящего пред
тобою и судимого сердцем твоим преступника, то немедленно приими
и пострадай за него сам, его же без укора отпусти. И даже если
б и самый закон поставил тебя его судиёю, то сколь лишь возможно
будет тебе, сотвори и тогда в духе сем, ибо уйдет и осудит себя
сам еще горше суда твоего. Если же отойдет с целованием твоим
бесчувственный и смеясь над тобою же, то не соблазняйся и сим:
значит срок его еще не пришел, но придет в свое время; а не
придет, всё равно: не он, так другой за него познает и пострадает,
и осудит, и обвинит себя сам, и правда будет восполнена. Верь
сему, несомненно верь, ибо в сем самом и лежит всё упование
и вся вера святых.
Делай
неустанно. Если вспомнишь в нощи, отходя ко сну: "я не
исполнил что надо было", то немедленно восстань и исполни.
Если кругом тебя люди злобные и бесчувственные и не захотят
тебя слушать, то пади пред ними и у них прощения проси, ибо
воистину и ты в том виноват, что не хотят тебя слушать. А если
уже не можешь говорить с озлобленными, то служи им молча и в
уничижении, никогда не теряя надежды. Если же все оставят тебя
и уже изгонят тебя силой, то, оставшись один, пади на землю
и целуй ее, омочи ее слезами твоими, и даст плод от слез твоих
земля, хотя бы и не видал и не слыхал тебя никто в уединении
твоем. Верь до конца, хотя бы даже и случилось так, что все
бы на земле совратились, а ты лишь единый верен остался: принеси
и тогда жертву и восхвали Бога ты, единый оставшийся. А если
вас таких двое сойдутся, ─ то вот уж и весь мир, мир живой любви,
обнимите друг друга в умилении и восхвалите господа: ибо хотя
и в вас двоих, но восполнилась правда его.
Если
сам согрешишь и будешь скорбен даже до смерти о грехах твоих,
или о грехе твоем внезапном, то возрадуйся за другого, возрадуйся
за праведного, возрадуйся тому, что если ты согрешил, то он
зато праведен и не согрешил.
Если
же злодейство людей возмутит тебя негодованием и скорбью уже
необоримою, даже до желания отомщения злодеям, то более всего
страшись сего чувства; тотчас же иди и ищи себе мук так, как
бы сам был виновен в сем злодействе людей. Приими сии муки и
вытерпи, и утолится сердце твое, и поймешь, что и сам виновен,
ибо мог светить злодеям даже как единый безгрешный и не светил.
Если бы светил, то светом своим озарил бы и другим путь, и тот,
который совершил злодейство, может быть не совершил бы его при
свете твоем. И даже если ты и светил, но увидишь, что не спасаются
люди даже и при свете твоем, то пребудь тверд, и не усомнись
в силе света небесного; верь тому, что если теперь не спаслись,
то потом спасутся. А не спасутся и потом, то сыны их спасутся,
ибо не умрет свет твой, хотя бы и ты уже умер. Праведник отходит,
а свет его остается. Спасаются же и всегда по смерти спасающего.
Не принимает род людской пророков своих и избивает их, но любят
люди мучеников своих и чтят тех, коих замучили. Ты же для целого
работаешь, для грядущего делаешь. Награды же никогда не ищи,
ибо и без того уже велика тебе награда на сей земле: духовная
радость твоя, которую лишь праведный обретает. Не бойся ни знатных,
ни сильных, но будь премудр и всегда благолепен. Знай меру,
знай сроки, научись сему. В уединении же оставаясь, молись.
Люби повергаться на землю и лобызать ее. Землю целуй и неустанно,
ненасытимо люби, всех люби, всё люби, ищи восторга, и исступления
сего. Омочи землю слезами радости твоея и люби сии слезы твои.
Исступления же сего не стыдись, дорожи им, ибо есть дар божий,
великий, да и не многим дается, а избранным.
и)
О аде и адском огне, рассуждение мистическое.
Отцы
и учители, мыслю: "чтo есть ад?" Рассуждаю так:
"Страдание
о том, что нельзя уже более любить". Раз, в бесконечном
бытии, неизмеримом ни временем, ни пространством, дана была
некоему духовному существу, появлением его на земле, способность
сказать себе: "я есмь и я люблю". Раз, только раз,
дано было ему мгновение любви деятельной, живой, а для
того дана была земная жизнь, а с нею времена и сроки, и что
же: отвергло сие счастливое существо дар бесценный, не оценило
его, не возлюбило, взглянуло насмешливо и осталось бесчувственным.
Таковой, уже отшедший с земли, видит и лоно Авраамово, и беседует
с Авраамом, как в притче о богатом и Лазаре нам указано, и рай
созерцает, и ко господу восходить может, но именно тем-то и
мучается, что ко господу взойдет он не любивший, соприкоснется
с любившими любовью их пренебрегший. Ибо зрит ясно и оговорит
себе уже сам: "ныне уже знание имею и хоть возжаждал любить,
но уже подвига не будет в любви моей, не будет и жертвы, ибо
кончена жизнь земная и не придет Авраам хоть каплею воды живой
(то-есть вновь даром земной жизни, прежней и деятельной) прохладить
пламень жажды любви духовной, которою пламенею теперь, на земле
ее пренебрегши; нет уже жизни и времени более не будет! Хотя
бы и жизнь свою рад был отдать за других, но уже нельзя, ибо
прошла та жизнь, которую возможно было в жертву любви принесть,
и теперь бездна между тою жизнью и сим бытием". Говорят
о пламени адском материальном: не исследую тайну сию и страшусь,
но мыслю, что если б и был пламень материальный, то воистину
обрадовались бы ему, ибо, мечтаю так, в мучении материальном
хоть на миг позабылась бы ими страшнейшая сего мука духовная.
Да и отнять у них эту муку духовную невозможно, ибо мучение
сие не внешнее, а внутри их. А если б и возможно было отнять,
то, мыслю, стали бы от того еще горше несчастными. Ибо хоть
и простили бы их праведные из рая, созерцав муки их, и призвали
бы их к себе, любя бесконечно, но тем самым им еще более бы
приумножили мук, ибо возбудили бы в них еще сильнее пламень
жажды ответной, деятельной и благодарной любви, которая уже
невозможна. В робости сердца моего мыслю однако же, что самое
сознание сей невозможности послужило бы им, наконец, и к облегчению,
ибо приняв любовь праведных с невозможностью воздать за нее,
в покорности сей и в действии смирения сего, обрящут наконец
как бы некий образ той деятельной любви, которою, пренебрегли
на земле, и как бы некое действие с нею сходное... Сожалею,
братья и други мои, что не умею сказать сего ясно. Но горе самим
истребившим себя на земле, горе самоубийцам! Мыслю, что уже
несчастнее сих и не может быть никого. Грех, рекут нам, о сих
Бога молить, и церковь наружно их как бы и отвергает, но мыслю
в тайне души моей, что можно бы и за сих помолиться. За любовь
не осердится ведь Христос. О таковых я внутренно во всю жизнь
молился, исповедуюсь вам в том, отцы и учители, да и ныне на
всяк день молюсь.
О, есть
и во аде пребывшие гордыми и свирепыми, несмотря уже на знание
бесспорное и на созерцание правды неотразимой; есть страшные,
приобщившиеся сатане и гордому духу его всецело. Для тех ад
уже добровольный и ненасытимый; те уже доброхотные мученики.
Ибо сами прокляли себя, прокляв Бога и жизнь. Злобною гордостью
своею питаются, как если бы голодный в пустыне кровь собственную
свою сосать из своего же тела начал. Но ненасытимы во веки веков
и прощение отвергают, Бога, зовущего их, проклинают. Бога живаго
без ненависти созерцать не могут и требуют, чтобы не было Бога
жизни, чтоб уничтожил себя Бог, и всё создание свое. И будут
гореть в огне гнева своего вечно, жаждать смерти и небытия.
Но не получат смерти...
Здесь
оканчивается рукопись Алексея Федоровича Карамазова. Повторяю;
она не полна и отрывочна. Биографические сведения, например,
обнимают лишь первую молодость старца. Из поучений же его и
мнений сведено вместе, как бы в единое целое, сказанное очевидно
в разные сроки и вследствие побуждений различных. Всё же то,
чтo изречено было старцем собственно в сии последние часы жизни
его, не определено в точности, а дано лишь понятие о духе и
характере и сей беседы, если сопоставить с тем, чтo приведено
в рукописи Алексея Федоровича из прежних поучений. Кончина же
старца произошла воистину совсем неожиданно. Ибо хотя все собравшиеся
к нему в тот последний вечер и понимали вполне, что смерть его
близка, но всё же нельзя было представить, что наступит она
столь внезапно; напротив, друзья его, как уже и заметил я выше,
видя его в ту ночь столь, казалось бы, бодрым и словоохотливым,
убеждены были даже, что в здоровье его произошло заметное улучшение,
хотя бы и на малое лишь время. Даже за пять минут до кончины,
как с удивлением передавали потом, нельзя было еще ничего предвидеть.
Он вдруг почувствовал как бы сильнейшую боль в груди, побледнел,
и крепко прижал руки к сердцу. Все тогда встали с мест своих
и устремились к нему; но он, хоть и страдающий, но всё еще с
улыбкой взирая на них, тихо опустился с кресел на пол и стал
на колени, затем склонился лицом ниц к земле, распростер свои
руки и, как бы в радостном восторге, целуя землю и молясь (как
сам учил), тихо и радостно отдал душу Богу. Известие о кончине
его немедленно пронеслось в ските и достигло монастыря. Ближайшие
к новопреставленному и кому следовало по чину стали убирать
по древнему обряду тело его, а вся братия собралась в соборную
церковь. И еще до рассвета, как передавалось потом по слухам,
весть о новопреставленном достигла города. К утру чуть не весь
город говорил о событии, и множество граждан потекло в монастырь.
Но о сем скажем в следующей книге, а теперь лишь прибавим вперед,
что не прошел еще и день, как совершилось нечто, до того для
всех неожиданное, а по впечатлению, произведенному в среде монастыря
и в городе, до того как бы странное, тревожное и сбивчивое,
что и до сих пор, после стольких лет, сохраняется в городе нашем
самое живое воспоминание о том столь для многих тревожном дне...
|